Классицизм в Петербурге
Архитектор |
Его деятельность |
Антонио Ринальди |
Большой театр на Театральной площади, садово-парковые и дворцовые ансамбли Царского Села, Ориенбаума (Китайский дворец, Катальная горка, Дворец Петра III), Екатерининский собор в Ямбурге, Мраморный дворец (Дворцовая набережная, 6), Князь Владимирский собор, Исаакиевский собор, ряд зданий на Большом проспекте П.С. |
Жан-Батист Валлен-Деламот |
Малый Эрмитаж на Невском проспекте, 32-34 - костел Святой Екатерины, Академия художеств на Университетской набережной, 17, Дворец Разумовских на Мойке, 48. |
Ю.М. Фельтен |
Церкви: Святой Екатерины, Святой Анны Армянской. Старый Эрмитаж и переход в Эрмитажный театр. Церкви: Иоанна Предтечи (Каменный о-в) Ограда Летнего сада. Участвовал в сооружении гранитных набережных Невы. Одно из зданий Воспитательного дома близь Смольного. |
В.И. Баженов |
Дом Теплова (Свердловская набережная, 40), Инженерный (Михайловский) замок, Второй дворец Павла I |
А.В. Квасов |
Создал генплан Санкт-Петербурга, его идеи определили облик предмостных площадей на Фонтанке. Создавал застройку Адмиралтейской части, определил дугу Дворцовой площади. |
И.Е. Старов |
Завершал ансамбль Александро-Невской Лавры, предмостная площадь (Александра Невского) с домами на ней, Надвратную церковь, Троицкий собор, Таврический дворец, Имения Демидовых в Тайцах и Сиверцах, Фасады Аничкова дворца |
Н.А. Львов |
Невские ворота Петропавловской крепости, Главпочтамт, церковь-ротонда (проспект Обуховской обороны), церковь Святой Екатерины в Мурино, перестроил дом Г.Р. Державина на Фонтанке 118, Приоратский дворец (в Гатчинском парке) |
Джакомо Кваренги |
Эрмитажный театр у Зимней канавки, здание Академии Наук, Иностранная коллегия и Английская церковь, дом №4 на Дворцовой набережной и усадьба Безбородко (на Свердловской набережной, 40), Конногвардейский манеж, Смольный институт, Малый Гостиный двор и «Серебряные ряды» (Невский пр. 31-33), Ассигнационный банк с оградой на Садовой улице, 21. Мальтийская капелла, церковь во дворе Воронцовского дворца, Колокольня Владимирской церкви (на Колокольной улице), Екатерининский институт, дворец Юсуповых на Фонтанке 115, здание Кабинета Аничкого дворца на Невском проспекте 39. Александровский дворец (село Кваренги). Деревянные Триумфальные Нарвские ворота и др. |
А.Н. Вороникин |
Казанский собор, создал ажурную ограду со стороны
Казанской улицы. Памятники Кутузову и Дарклан-де-Толии. |
А.Д. Захаров |
Капитально перестроил здание Адмиралтейства. |
Жан Тома де Томон |
Создатель ансамбля стрелки Васильевского острова (Биржевая площадь) с храмоподобной биржей, спусками к Неве и Ростральными колоннами. Мавзолей Павла I в Павловском парке, фонтаны в Пулково, Московском парке Победы и у Казанского собора; особняк Лаваль на Английской набережной, 4. |
КЛАССИЦИЗМ —
художественный стиль в искусстве XVII — начала XIX в.; название произошло от
латинского слова «образцовый»: в основе этого стиля лежит то, что считалось
идеальным образцом, — античное наследие, т. е. история и культура древних
греков и римлян. Пышность и нарядность барокко сменяется величавой
геометрической простотой и идейной наполненностью: каждое здание — это не
просто постройка, но ещё и идея.
Архитектура раннего классицизма (1760—1770-е гг., арх. Ю. М. Фельтен, Ж. Б.
Валлен-Деламот, А. Ф. Кокоринов, А. Ринальди) ещё сохраняет черты барокко, но
пластическое богатство уже сочетается с чёткостью и геомет-ризмом форм — это
Академия художеств, Гостиный двор, Мраморный дворец.
Со временем нарастают торжественность, монументальность и подавляющее великолепие;
в период зрелого классицизма (1780—1790-е гг., арх. И. Е. Старое, Ч. Камерон,
Дж. Кваренги, Н. А. Львов) стены украшаются массивными портиками с мощными
колоннами и фронтонами. Появляются дворцы-усадьбы — Таврический дворец,
общественные сооружения — Академия наук, Эрмитажный театр, Кабинетный корпус
при Аничковом дворце, Конногвардейский манеж, Смольный институт.
В период высокого классицизма, называемого также ампиром (1800— 1830-е гг.,
арх. А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ж. Ф. Тома де Томон, К И. Росси),
подчёркивается величественная мощь русского государства — и огромное значение
приобретает скульптурный декор: здания украшают военными эмблемами, воинскими
доспехами, лавровыми венками, орлами, Гениями Славы и колесницами Славы; таковы
Адмиралтейство, Казанский собор, Биржа, здание Главного штаба, Троицкий собор,
Московские и Нарвские триумфальные ворота. Создаются ансамбли площадей —
площадь Искусств, площадь Островского, Стрелка Васильевского острова — и улиц,
например улица Зодчего Росси. Среди скульпторов, работавших в этом направлении,
— В. И. Демут-Малиновский, Ф. Ф. Щедрин, И. П. Мартос, С. С. Пименов, И. И.
Теребенёв и др.
К середине XIX в. классицизм сменяется различными стилизаторскими течениями и
эклектизмом — сочетанием, а часто и нагромождением разных стилей.